О кафедре общественных дисциплин

Кафедра общественных дисциплин существует с 1997 года.
Тема "Создание и реализация условий для формирования гражданской идентичности обучающихся через содержание и технологии преподавания общественных дисциплин".

Основные направления деятельности:

1. Освоение и реализация концептуальных подходов к модернизации содержания общего образования.

2. Создание условий, позволяющих сформировать на оптимальном уровне ключевые компетенции участников образовательного процесса, через освоение современных технологий, форм, методов профильного обучения.

3. Формирование гражданской позиции старшеклассников через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Ожидаемый результат деятельности (для учащихся): Овладение ключевыми компетенциями на оптимальном уровне. Качественная динамика интеллектуального развития учащихся гимназии через подготовку и участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

За 2010-2011 учебный год учителя кафедры подготовили: 6 победителей и 20 призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, истории, праву, обществознанию, экономике, мировой художественной культуре; 2 победителей и 4 призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, обществознанию, мировой художественной культуре.

Социальные партнеры кафедры: Челябинский Государственный педагогический университет, Челябинский Государственный университет, Южно-Уральский Государственный университет, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации педагогических работников (кафедра общественных дисциплин - базовая площадка для проведения стажировки и выездных практических занятий)


Олимпиады

Предметная олимпиада — состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
Всероссийская олимпиада школьников — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы
Олимпиады в системе научных периодов гимназии №80
Период
Основное мероприятие
Дополнительные мероприятия
1 четверть: академический период
Школьная предметная олимпиада.

2 четверть: академически-творческий период
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Интернет-олимпиады.
Южно-Уральская олимпиада школьников.
3 период: научно-исследовательский период
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Подготовка и участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
4 период: обобщающий период.
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников.


Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников!

График школьного этапа:
1) Право, 17.10. –19.10.2012, 9 - 11 классы
2) Обществознание, 27.10.–29.10.2012, 5 - 11 классы
3) История, 05.11.–07.11.2012, 5 - 11 классы
4) Экономика, 10.11.–12.11.2012, 9 - 11 классы
5) Мировая художественная культура, 13.11.–15.11.2012, 8 - 11 классы

Методические рекомендации для подготовки к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников:
ПРАВО
9 класс

Олимпиадная работа для учащихся 9-х классов составлена в одном варианте. Общее число заданий в работе 26. На выполнение работы отводится 120 минут.
Олимпиадная работа включает в себя задания базового и повышенного уровня сложности и состоит из двух частей.
Задания предполагают тестовую часть, задание на соотнесение, вставку пропущенных слов и выражений, расшифровку аббревиатур, распознавание текста нормативного правового акта по его фрагменту, а также решить несколько задач.
При подготовке к школьному этапу олимпиады необходимо повторить:
• Конституцию Российской Федерации глава 1, 2;
• основные положения теории государства и права (правовая норма, система права, виды правоотношений, виды юридической ответственности, государство, организация государственной власти и органов местного самоуправления);
• основные кодексы (Трудовой, Уголовный, Семейный, Гражданский, КоАП).

  
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
5 класс

Что такое общество. Естественные и общественные науки. Человек и человечество. Происхождение человека. Погресс. Исторические ступени развития общесвтва. Возникновение ранних государств. Современное общество. Выборы. Семья - первый коллектив человека. Человек - член общества.
6 класс
Человек и общество. Человек, природа, общество. Потребности человека. Познание, самопознание. Исторические ступеньки развития общества. Современное общество. Глобальные проблемы человечества. Прогресс, ускорение прогресса.
Экологические проблемы (экология южного Урала). Теории происхождения человека. Особенности становления человеческого общества в условиях Южного Урала.
Малая родина и современное общество. Ребенок в школе, ребенок в семье. История школьного образования.
Духовная сфера: культура, ступени образования, наука, искусство. 

 

ИСТОРИЯ
 5 класс
Олимпиадная работа для учащихся 5-х классов составлена в одном варианте. Общее число заданий в работе 25. На выполнение работы отводится 60 минут.
Олимпиадная работа включает в себя задания базового и повышенного уровня сложности и состоит из двух частей.
Первая часть работы, представлена в виде тестов (общее количество заданий – 20) с выбором ответа и содержит задания базового и повышенного уровня сложности.
Работа содержит задания, направленные в основном на проверку знаний исторических дат, фактов, понятий, персоналий, характерных черт, умений классифицировать, систематизировать факты, определять последовательность.
Вторая часть представлена 5 заданиями:
• задания с открытым ответом
• задания на анализ и сопоставление различных источников исторической информации (иллюстрации, карты, поэтические, художественные тексты).
Работа направлена на определение умений учащихся: анализировать, сопоставлять различные источники исторической информации.
Олимпиадная работа составлена с опорой на материал по отечественной истории за курс 4 класса и материал по курсу «Введение в историю» за 5 класс. Представленные в работе тексты и иллюстрации не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся. 




МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
8 класс:
1) виды и синтез искусств (понятие о видах искусства; вечные темы и образы; художественный язык архитектуры, литературы, музыки, театра, изобразительного искусства; содружество искусств)
2) вопросы о жизни и творчестве Ивана Шишкина (25.01.2012 года 180 лет со дня рождения)
9 класс:
1) художественная культура от истоков по 18 век с акцентом на материал истории художественной культуры России
2) вопросы о жизни и творчестве Михаила Васильевича Нестерова (31.05.2012 года 150 лет со дня рождения) 



Методические рекомендации по всем классам и предметам



Более подробно ознакомиться с типологией заданий, пройти тренировку вы можете на Олимпийском портале.



Материалы олимпиад прошлых лет:

 Обществознание, 9 класс - региональный этап
Обществознание, 8 класс - муниципальный этап 
Обществознание, 9 класс - муниципальный этап 
ОБществознание, 11 класс - муниуипальный этап 
МХК, 8 класс - муниципальный этап 
МХК, 9 класс - муниципальный этап 
МХК, 10 класс - муниципальный этап 
МХК, 11 класс - муниципальный этап 


Материалы для подготовки к олимпиаде:

География:
  • газета «География» (приложение к «Первое сентября»),
  • журнал «География в школе»,
  • журнал «География и экология в школе. ХХI в.»,
  • журнал «География для школьников»
  • Задачи олимпиад по географии-95: Экспериментальное учебное пособие / под ред. А.С. Наумова. –М.: МИРОС, 1996.
  • Задачи по географии / Под ред. А.С. Наумова М.: Мирос, 1993.
  • Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
  • География. Олимпиады / авт.-сост. А.С. Наумов.- М.: Дрофа, 2011. – 316 с.

Обществознание:
  • С. И. Козленко, И. В. Козленко, Обществознание. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2.

  • Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию / Авт-сост. М.Ю.Брандт, С.И.Козленко, А.В.Лукутин, В.В.Тороп, Т.И.Тюляева; Науч. ред. Э.М.Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.

История:
  • Всероссийская олимпиада школьников по истории / М.Ю.Брандт, С.И.Козленко, А.В.Лукутин, В.В.Тороп, Т.И.Тюляева; Науч. ред. Э.М.Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.
  • Стрелова О.Ю. Олимпиада 2010 г.: в чем смысл заданий, направленных на работу с документами? // ПИОШ. 2011. № 4. – С. 63 – 68.

Экономика:
  • «Экономика в школе»,
  • «Экономика. Вопросы школьного экономического образования», «Всероссийская олимпиада школьников по экономике в 2006 году» - М., АПКиППКРО, 2006.
  • Всероссийская олимпиада школьников по экономике / Л.В.Наумова; Науч. ред. Э.М.Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.

Право:
Всероссийская олимпиада школьников по правоведению / Сост. В.В.Спасская, С.И.Володина; Науч. ред. Э.М.Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады
График муниципального этапа:
Право - 17 ноября 2012 года
География - 18 ноября 2012 года
Обществознание - 01 декабря 2012 года
Экономика - 23 ноября 2012 года
История - 25 ноября 2012 года
Искусство (МХК) - 30 ноября 2012 года
 

Для подготовки к олимпиадам Учащиеся могут посещать индивидуально-групповые занятия педагогов кафедры.
Расписание индивидуально-групповых занятий